Главная » 2017 » Октябрь » 31 » Киберпанк
03:17
Киберпанк
[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 августа 2017;
проверки требуют 7 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 августа 2017;
проверки требуют 7 правок.


Перейти к: навигация, поиск

Киберпа́нк (от англ. cyberpunk) — жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху. Сам термин является смесью слов англ. cybernetics «кибернетика» и англ. punk «мусор», впервые его использовал Брюс Бетке в качестве названия для своего рассказа 1983 года[1]. Обычно произведения, относимые к жанру «киберпанк», описывают антиутопический мир будущего, в котором высокое технологическое развитие, такое как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве[2]. Жанр близок к антиутопии. По словам редактора фэнзина Nova Express Лоренса Персона:

Персонажами классического киберпанка были отчуждённые, нелюдимые одиночки, живущие на задворках общества, как правило, в дистопическом будущем, где повседневная жизнь подвергается ошеломительному влиянию стремительных технологических перемен, всеобъемлющей компьютеризованной инфосферы и распространяющейся модификации человеческого тела.

Оригинальный текст (англ.)  [показать]

Classic cyberpunk characters were marginalized, alienated loners who lived on the edge of society in generally dystopic futures where daily life was impacted by rapid technological change, an ubiquitous datasphere of computerized information, and invasive modification of the human body.

— Лоренс Персон[3]

Сюжеты киберпанка часто построены вокруг конфликта между хакерами, искусственным интеллектом и мегакорпорациями, и тяготеют к ближайшему будущему Земли чаще, чем к обстановке далёкого будущего или галактических перспектив, которые можно найти в таких романах, как «Основание» Айзека Азимова или «Дюна» Фрэнка Герберта[4]. Миры киберпанка, как правило, являются постиндустриальными дистопиями, и описывают общество, находящееся на пороге бурных социальных и культурных преобразований, где технологии используются способами, не предусмотренными их создателями («улица найдёт собственное применение вещам»[5]). Часть атмосферы жанра перекликается со стилем «фильма-нуар», а литературные работы жанра часто используют приёмы детектива[6].
К киберпанку ошибочно могут причисляться произведения других поджанров (такие, как литRPG) из-за акцента на информационных технологиях и виртуальной реальности, хотя их стоит относить к киберфантастике, так как признаки киберпанка у них отсутствуют[7].

Содержание
 [скрыть] 

1 Стиль и характер
2 История жанра
3 Мир киберпанка
4 Наиболее известные писатели жанра
5 Русский киберпанк
6 Фильмы и телевидение
7 Аниме и манга
8 Музыка
9 Игры

9.1 Список компьютерных игр в жанре киберпанк

10 Реальная жизнь
11 См. также
12 Примечания
13 Литература
14 Ссылки

Стиль и характер[править | править вики-текст]
Виднейшими представителями киберпанка в литературе являются Уильям Гибсон (William Gibson), Брюс Стерлинг (Bruce Sterling), Пэт Кадиган (Pat Cadigan), Руди Рюкер (Rudy Rucker) и Джон Ширли (John Shirley); многие также считают представителем киберпанка или одним из его предшественников Филипа Киндреда Дика (Phillip Kindred Dick), который не вписывается в хронологические рамки киберпанка. В 1980-х годах киберпанк пришёл и в кинематограф, наложив заметный отпечаток на множество фантастических фильмов, снятых с тех пор. Начиная с 1990-х годов определённые тенденции в музыке и в моде также начали связывать с киберпанком, а в мире компьютерных и настольных игр появились ролевые игры в стиле киберпанк. К началу XXI века элементы киберпанка встречаются в большом множестве произведений научной фантастики.
История жанра[править | править вики-текст]
Слово киберпанк было придумано писателем Брюсом Бетке, который в 1983 году опубликовал одноимённый рассказ. К киберпанку как таковому рассказ не имеет прямого отношения. Просто один из героев рассказа, хакер, носит характерную панковскую причёску. Однако именно это слово было использовано редактором Гарднером Дозуа (англ. Gardner Dozois) в его рецензии на романы Уильяма Гибсона. Позднее именно это слово и именно в том смысле, в котором Дозуа обобщил стилистику Гибсона, и стало определением киберпанка как жанра[8]. Оно известно как критерий Дозуа: «High tech. Low life» («Высокие технологии, низкий уровень жизни»). Вторая часть критерия имеет в виду не только бедность, но и незащищённость, бесправие, бесперспективность.

Каждый день мы совершаем действия, непредсказуемые последствия которых могут иметь (и имеют) глобальный масштаб. С 1970 года количество людей на этой планете удвоилось; естественный мир, до недавнего времени окружавший человечество, становится редкостью. Нам не удается избавляться от вещей, которые кажутся нам неправильными. Как обществу, нам даже не удается избавиться от таких явно лишних вещей, как героин и водородная бомба. Как культура, мы любим играть с огнём, просто потому, что нам это нравится; а если на чем-нибудь можно будет делать деньги, то нас уже ничто не удержит. Ожившие трупы а-ля Мэри Шелли не пугают нас; нечто подобное происходит каждый день в отделениях интенсивной терапии. Сама человеческая мысль, заключенная в программном обеспечении, становится тиражируемым товаром. Даже содержимое человеческого мозга не является чем-то священным; напротив, человеческий мозг является предметом многочисленных научных разработок. На духовный аспект уже никто не обращает внимания. При таких обстоятельствах, мысль о том, что Природа Человека должна доминировать над Великой Машиной, просто глупа. Это может показаться странным для непосвященных. Возьмем для примера лабораторную крысу, в чей мозг вживлены электроды. Как вы посмотрите на то, если она начнет страстно проповедовать то, что в конце концов Природа Грызунов восторжествует? Почти все, что мы делаем с крысами, можно проделать и с человеком. А с крысами мы можем сделать многое. Об этом нелегко думать, но это правда. Она не исчезнет, если мы закроем глаза. Это и есть киберпанк.

Брюс Стерлинг, эссе «Киберпанк в девяностых».

Киберпанк как жанр научной фантастики был популяризован в начале 1980-х годов проживающим в Канаде писателем-фантастом Уильямом Гибсоном. После издания романа «Нейромант» (англ. Neuromancer, 1984, иногда переводится как «Нейромантик») Уильям Гибсон стал самым известным писателем в этом жанре. Затем к киберпанку обратилось немало одарённых и весьма различных по стилю американских писателей-фантастов, среди которых можно выделить Брюса Стерлинга, Руди Рюкера и Майкла Суэнвика. Своеобразный пост-киберпанковский стиль характерен также для футуристических романов Нила Стивенсона.
Некоторые считают, что киберпанк появился в значительной степени в противовес утопической фантастике, и что на его появление повлияло развитие информационных технологий в начале 1980-х годов, которое не находило адекватного отражения в традиционной научной фантастике того времени. Киберпанк же был нацелен в основном на ближайшее будущее, был технически точен и требовал от читателя хорошей осведомлённости в вопросах развития технологий, особенно компьютерных и сетевых.
В основном произведения киберпанка ориентированы на молодёжную, протестную аудиторию. Сюжетом киберпанковских произведений часто становится борьба хакеров с могущественными корпорациями. Главный положительный персонаж зачастую представляется киберпреступником, маргиналом без системного образования. А мотивация отрицательных персонажей связана с их принадлежностью к правящим миром транснациональным корпорациям или зависимостью от них. Общая особенность лучших произведений жанра заключается в том, что воплощённый в них художественный мир представлен технологической антиутопией. В мире киберпанка высокое технологическое развитие зачастую соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах. После ряда коммерчески успешных экранизаций образы и мотивы киберпанка получили развитие в кинематографе, альтернативной музыке, графических произведениях (особенно аниме) и в компьютерных играх.
Авторы произведений киберпанка становились лауреатами премий «Хьюго» и «Небьюла». В связи с интересом массовой аудитории к альтернативной истории в последнее время свои позиции укрепили авторы стимпанка. В наши дни некоторое распространение получили такие ответвления жанра, как кибертрэш и нанопанк, а также биопанк.
Мир киберпанка[править | править вики-текст]

Кадр из Ghost in the Shell: Innocence, вызывающий прямые ассоциации с классикой киберпанка Уильяма Гибсона

Ничем не замутнённая синева — что-то вроде торговой марки, по которой их узнают везде. И по кругу на каждом зрачке крошечными заглавными буквами выведено — Zeiss Icon. Буковки словно парят, они мерцают, как золотые блёстки…

«Сожжение Хром»

Типичные элементы мира киберпанка таковы:

киберпространство
виртуальная реальность
искусственный интеллект
киборги, биороботы
городские трущобы в постапокалиптическом стиле
влиятельные крупные корпорации, т. н. дзайбацу
криминальные синдикаты, мафия
хакеры
киберпреступность, кибертерроризм
нанотехнологии, биоимплантаты
квантовая физика
генная инженерия
наркотики или необходимые для выживания лекарства

В некоторых киберпанковских произведениях большая часть действия происходит в киберпространстве, размывающем границу между действительностью и виртуальной реальностью. В таких произведениях описано прямое подключение человеческого мозга к компьютерным системам. Такой киберпанк изображает мир как тёмное, зловещее место, в котором Сеть управляет каждым аспектом жизни людей. Гигантские транснациональные корпорации подменяют собой правительства, обладая политической, экономической и даже военной силой. Тема борьбы аутсайдеров против тоталитарных или квази-тоталитарных систем типична для научной фантастики и киберпанка в частности, хотя в традиционной фантастике тоталитарные системы являются упорядоченными и государственными.
Среди главных героев в киберпанковских произведениях обычно присутствуют компьютерные хакеры, олицетворяющие идею борьбы одиночки против несправедливости. Намного чаще это бесправные, аморальные, «негероические» люди, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации, чем замечательные учёные или капитаны космических кораблей, ищущие приключений. Одним из прототипов персонажей киберпанка стал Кейс из романа Гибсона «Нейромант». Кейс — «ковбой консоли», хакер, предавший мафию. Лишённый своего дара из-за полученной травмы, Кейс неожиданно получает уникальную возможность излечиться, при условии участия в незаконной операции с новоявленными компаньонами.
Как и он, многие киберпанковские протагонисты используются другими людьми или ИИ. Они оказываются в практически безысходных ситуациях, в которых они ничего не понимают. Это антигерои нового мира, неудачники, люди второго сорта, которым предоставляется шанс изменить мир.
Киберпанковские произведения часто используются как метафора современных беспокойств, вызванных крахами корпораций, правительственной коррупцией, развитием средств слежения и отчуждением. Киберпанк стремится взволновать читателей и призвать их к действиям. Часто это выражается бунтарством, которое можно описать как контркультуру контркультурной научной фантастики.

Близкое знакомство с авторами киберпанка показывает, что они почти всегда рисуют общество будущего, в котором правительства слабы и жалки… Популярные произведения Гибсона, Уильямса, Кэдиган и других описывают оруэлловское сосредоточение власти в XXI веке, но власть почти всегда оказывается в руках богачей или корпоративной элиты.

Дэвид Брин

Киберпанк также иногда представляется как описание эволюции Интернета. Виртуальные миры часто выступают под разными именами, такими как «киберпространство», «Сеть» или «Матрица». Важно отметить, что ранние описания глобальных коммуникационных сетей появились раньше распространения Всемирной паутины, тогда как фантасты, такие как Артур Кларк, предсказали их появление.
Также в киберпанке представлены возможности существования гражданских прав и обязанностей у ИИ, как у загруженного в компьютер человеческого разума, имеющего рассудок и самоанализ. Это вновь поднимает вопрос о том, что наличие разума, сравнимого с человеческим, должно давать таким субстанциям права и статус, подобные человеческим.
Наиболее известные писатели жанра[править | править вики-текст]

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 20 ноября 2012 года.

Джон М. Харрисон
Уильям Гибсон
Пэт Кэдиган
Руди Рюкер
Брюс Стерлинг
Джек Вомак
Джефф Нун
Нил Стивенсон
Мик Фаррен
Льюис Шайнер
Джон Ширли
Уолтер Уильямс
Майкл Суэнвик
Дэйв Волвертон
Аллен Стил

Русский киберпанк[править | править вики-текст]
Впервые термин «киберпанк» стал известен в СССР благодаря деятельности севастопольского фэна Андрея Черткова, который ещё в 1988 году опубликовал в своем фэнзине «Оверсан» выполненный им перевод известного литературоведческого эссе американского фантаста Майкла Суэнвика «Постмодернизм в фантастике: Руководство пользователя» о генезисе жанра и литературных войнах между писателями-киберпанками и так называемыми «гуманистами» (та, первая публикация этого эссе на русском языке называлась «Инструкция к постмодернистам»). В дальнейшем А. Чертков переехал из Севастополя в Санкт-Петербург, где, став редактором издательства «Terra Fantastica», продолжил активную пропаганду этого жанра среди российских писателей-фантастов — в частности, на заседаниях Семинара писателей-фантастов под руководством Бориса Стругацкого и на фантастических конвентах. А в середине 1990-х годов А. Чертков сумел пробить в производство и составленную им книжную серию «Виртуальный мир», в которой были изданы классические киберпанковские романы и рассказы Уильяма Гибсона, Брюса Стерлинга и Майкла Суэнвика, благодаря чему российские читатели и писатели смогли наконец ознакомиться с лучшими зарубежными образчиками жанра.
Одним из результатов пропагандистской деятельности А. Черткова стало то, что в русской литературе в начале 1990-х годов также появилось направление, которое можно назвать «русским киберпанком». К наиболее ранним киберпанковским произведениям можно отнести повесть участников Семинара Б. Стругацкого Александра Тюрина и Александра Щёголева «Сеть» и роман Александра Тюрина «Каменный век», изданные в 1992 году. В этих текстах читатель встречается со сложными концепциями взаимодействия человека и компьютерной сети, с машинно-человеческими интерфейсами, органическими и неорганическими киберимплантатами, с цифровыми «двойниками» реальных объектов, с вмешательством компьютерных систем в государственное управление.
Заметным явлением в фэндоме стали написанные в 1990—1993 гг. произведения Д. и П. Криворучко (в основном миниатюрного жанра), прятавшихся под псевдонимами «Сэконд Хэнд», «Любимец Богов Лучше Всех Спрятанный» и рядом других. Объявив себя «первыми русскими киберпанками», эти авторы, хотя и привлекли внимание читателей к темам и концепции киберпанка, на самом деле киберпанками не являлись, попросту используя это понятие в своей постмодернистской игре.
В более поздних произведениях Александра Тюрина («Боятся ли компьютеры адского пламени», 1998, «Киберозойская эра», 2003 и «Судьба Кощея в киберозойскую эру») заметны элементы нанопанка. Роман Мерси Шелли «Паутина» можно назвать произведением о машинных интерфейсах человеко-человеческого общения. В последнее время в печати появились произведения ряда молодых авторов, относящих свои произведения к жанру киберпанк — например, «Кремниевое небо» Игоря Шапошникова, «Анклавы» Вадима Панова[9]. Часто к киберпанку причисляется трилогия «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко, «Там (Город крыс)» Алексея Калугина, «Последний аватар» Александра Зорича. Однако по сути эти романы скорее являются «романами о виртуальности» (по определению самого Лукьяненко)[10].
Наиболее близко по антуражу и атмосфере к классическому киберпанку трилогия Александра и Людмилы Белаш «Война кукол», действие которой разворачивается в трущобах огромного мегаполиса, а главными героями являются киборги.
Из произведений иного жанра можно назвать техно-оперу Виктора Аргонова «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» — полуторачасовое произведение об СССР 2032 года, оказавшемся перед угрозой передачи власти системе искусственного интеллекта и описывающую сложные философские проблемы вокруг идеи автоматизации государственного управления в советском обществе.
Согласно краткому обзору известного фантаста Владимира Васильева «Киберпанк для русских и нерусских»[11], предтечей русского киберпанка явились произведения Тюрина, однако первым настоящим русским киберпанком по мнению Васильева стал «Лабиринт отражений» Лукьяненко. А вторым его собственное (Васильева) произведение «Сердца и моторы», третьим же он называет «Свободный охотник» Щеголева. В качестве типичного примера ранних попыток написания произведений в этом жанре, окончившихся неудачей, он приводит «Фантомная боль» Михаила Тырина, попытавшегося написать произведение в духе киберпанка, не обладая минимально необходимыми техническими знаниями, в результате чего произведение изобилует многочисленными логическими и техническими противоречиями. По мнению Васильева разница между американским и русским киберпанком заключается в том, что американский киберпанк является наследником пост-модернизма и зачастую мрачен, в то время как русский киберпанк в целом следует духу традиционной научной фантастики, отличаясь от неё в основном антуражем. В то же время Тюрин, которого он отнёс не к настоящему русскому киберпанку, а к его предтечам, по мнению Васильева, старается в своих киберпанк-произведениях следовать духу постмодернизма.
Ярким примером также может являться книга «Падшие ангелы Мультиверсума» Леонида Алехина, на которой была основана ККИ «Диктатор Контроль».
Фильмы и телевидение[править | править вики-текст]

Футуристический Лос-Анджелес 2019 года в киберпанковском фильме «Бегущий по лезвию» (1982)

По мнению Карло Каваньи, обозревателя сайта AboutFilm.com, фильм «Бегущий по лезвию», снятый режиссёром Ридли Скоттом по роману Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и вышедший на экраны в 1982 году, стал первой кинокартиной, которую можно отнести к жанру киберпанк[12]. Действие фильма происходит в дистопическом будущем 2019 года. Опуская религиозные и мифические элементы оригинального романа Дика, картина более чётко укладывается в рамки жанра киберпанка, чем роман.
Позднее Уильям Гибсон признал, что после первого просмотра фильма он поражён, насколько атмосфера фильма совпадала с его видением во время работы над «Нейромантом». Тон фильма стал образцом для множества киберпанк-фильмов. Несколько работ того же Уильяма Гибсона были адаптированы для киноэкрана: «Джонни-мнемоник» (1995)[13], «Отель „Новая роза“» (1998)[14][15], но они провалились как в прокате, так и у критики.
Аниме и манга[править | править вики-текст]
Темы киберпанка широко распространены в аниме и манге. В Японии, где популярен «косплей» и к подобным модным течениям примыкают не только подростки, киберпанк был быстро принят, а его влияние широко распространилось. Действие романа «Neuromancer» Уильяма Гибсона, чьё влияние преобладало в раннем киберпанк-движении, также происходит в Чибе, одном из крупнейших японских промышленных районов, хотя во время написания романа Гибсон не знал о местоположении Чибы и не имел ни малейшего представления, насколько город соответствует его видению. Воздействие киберпанка на мысли и литературу в середине 1980-х годов позволило ему проникнуть в японскую культуру. Даже несмотря на то, что большинство аниме и манги создаётся в Японии, киберпанк-аниме и манга имеют более футуристический, и потому более международный характер, так что их аудитория оказывается значительно более широкой, не ограничиваясь Японией.

«Концептуализация, вплетённая в киберпанк, — это что-то большее, чем заготовка на будущее, взгляд на новую глобальную культуру. Это культура, которая не существует в данный момент, так что японские концепции киберпанк-будущего, похоже, точно так же правомерны, как и западные, особенно из-за того, что западный киберпанк часто включает в себя многие японские элементы».

Оригинальный текст (англ.)  [показать]

The conceptualization involved in cyberpunk is more of forging ahead, looking at the new global culture. It is a culture that does not exist right now, so the Japanese concept of a cyberpunk future, seems just as valid as a Western one, especially as Western cyberpunk often incorporates many Japanese elements.

— Ruh, Brian (2000), «Liberating Cels: Forms of the Female in Japanese Cyberpunk Animation». AnimeResearch.com. December 2000.

Уильям Гибсон сейчас частый гость в Японии, и он обнаружил, что многие его фантазии о Японии стали реальностью:

Современная Япония была просто киберпанком. Японцы сами знали это и наслаждались этим. Я помню моё мимолетное впечатление от Сибуи, когда один из молодых токийских журналистов, которые принимали меня, его лицо пропиталось светом тысячи медиасолнц — всем этим возвышающимся анимированным кишением коммерческой информации, — сказал: «Вы видите? Вы видите? Это город из „Blade Runner“». И это был он. Это было так очевидно.

Оригинальный текст (англ.)  [показать]

Modern Japan simply was cyberpunk. The Japanese themselves knew it and delighted in it. I remember my first glimpse of Shibuya, when one of the young Tokyo journalists who had taken me there, his face drenched with the light of a thousand media-suns — all that towering, animated crawl of commercial information — said, "You see? You see? It is Blade Runner town." And it was. It so evidently was.

— Gibson, William. «The Future Perfect: How Did Japan Become the Favored Default Setting for So Many Cyberpunk Writers?», Time International, 30 April 2001:48.

Киберпанк вдохновил множество работ в данном жанре, в том числе Akira, Stein's Gate, Appleseed, Bubblegum Crisis, Neo Tokyo, Goku Midnight Eye, Ghost in the Shell, Cyber City Oedo 808, Battle Angel, Armitage III, Clover, Blame!, «Эксперименты Лэйн» (режиссёр Рютаро Накамура), Texhnolyze, Ergo Proxy, Kaiba, Psycho-Pass, Mardock Scramble.

Пример полнометражного аниме: Яблочное Зернышко/Appleseed
Музыка[править | править вики-текст]
Некоторая музыка ассоциируется с киберпанком в силу своего определенного звучания, эстетического стиля или музыкального содержания. Также здесь речь может идти и о музыке, которая так или иначе связана с тематикой киберпанка (например, это может относиться к группам, которые пишут тексты на темы будущего кибер-прогресса, дистопии и места человека в этом мире). Жанр электронной музыки в целом наиболее полно отражает настроение и атмосферу этого направления. Поэтому многие композиции в духе киберпанка относятся к следующим стилям: индастриал, техно, нойз, EBM, глитч, эмбиент, транс, хаус, нейрофанк, IDM, и прочим направлениям электронной музыки. Также могут изредка встречаться вкрапления фольк-музыки (зачастую, японской) и даб[16].
Например, многие композиции из саундтрека к игре Deus Ex, созданные Александром Брэндоном (а также Михиль ван ден Босом и некоторыми другими), выдержанные в основном в стилях эмбиента и техно, можно отнести к киберпанку. Также к нему можно отнести и композиции из саундтрека к игре «Deus Ex: Human Revolution», созданные музыкантом Майклом МакКэном (Michael McCann), которые сохраняют некоторые музыкальные мотивы из предыдущих игр серии и сочетают в себе такие стили, как «высокотехнологичный» эмбиент и брейкбит.
Игры[править | править вики-текст]
В играх, объединенных тематикой киберпанка, как и полагается, соблюдены основные ключевые темы данного жанра: антиутопичность будущего, мир на грани вымирания после глобальной катастрофы, высокотехнологичность, сочетаемая с разрушением социальных связей, гнёт власть имущих корпораций, промышленный и социальный шпионаж, плохое состояние экологии и так далее. Игрок может сам принять участие в решении мировых проблем будущего, став активным участником игрового процесса.
Такие серии игр как Syndicate, System Shock, Deus Ex, Omikron, а также созданная российскими разработчиками Код доступа: РАЙ по праву относятся к классическим игровым примерам в жанре киберпанк. Наиболее яркие современные примеры — Shadowrun Returns.
В игре Half-Life 2 и её эпизодах, можно заметить влияние киберпанка. Это вживляемые в людей имплантаты и ужасные смеси живых организмов и роботов-синтетов.
Список компьютерных игр в жанре киберпанк[править | править вики-текст]

Список примеров в этой статье или её разделе не основывается на авторитетных источниках непосредственно о предмете статьи или её раздела.
Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, содержащие данные элементы списка как примеры. В противном случае раздел может быть удалён.
Эта отметка установлена 13 июня 2017 года.

Код доступа: РАЙ (2002)

Власть закона (2004) — продолжение приквел
HTPD: Власть закона (2016) — продолжение

Hard Reset (2011)

Satellite Reign (2015)
Remember Me (2013)

Deus Ex (2000)

Deus Ex: Invisible War (2003)
Deus Ex: Human Revolution (2011)
Deus Ex: The Fall (2013)
Deus Ex: Mankind Divided (2016)

Shadowrun (игра, 2007) (2007)

Shadowrun Returns (2013)
Shadowrun: Dragonfall (2014)
Shadowrun Chronicles: Boston Lockdown (2015)
Shadowrun: Hong Kong (2015)

Syndicate (серия игр)

Syndicate (игра, 1993) (1993)
Syndicate Wars (1996)
Syndicate (игра, 2012) (2012)

Cyberpunk 2077 (2019)

Реальная жизнь[править | править вики-текст]

«Sony Center» в Берлине.

Некоторые реальные места описываются как «состоявшийся киберпанк»:

Акихабара[17]
«Sony Center» на площади Potsdamer Platz в Берлине, Германия[18]

См. также[править | править вики-текст]

Антиутопия
Виртуальная реальность
Кибер-готы
Киберкультура
Японский киберпанк

Примечания[править | править вики-текст]
↑ Показывать компактно

↑ The Etymology of «Cyberpunk» (англ.).
↑ Hassler Donald M. New Boundaries in Political Science Fiction. — University of South Carolina Press. — P. 75-76. — ISBN 1570037361.
↑ Lawrence Person. Notes Toward a Postcyberpunk Manifesto (англ.). Nova Express. Slashdot (1998). Проверено 28 мая 2016.
↑ Graham Stephen. The Cybercities Reader. — Routledge. — P. 389. — ISBN 0415279569.
↑ Уильям Гибсон, «Burning Chrome», 1981 год.
↑ Gillis Stacy. The Matrix Trilogy:Cyberpunk Reloaded. — Wallflower Press. — P. 75. — ISBN 1904764320.
↑ Борис Невский Рыцари виртуального образа // Мир Фантастики. — 2014. — № 2 (126). — С. 43.
↑ Notes Toward a Postcyberpunk Manifesto, Cyberpunk FAQ
↑ журнал Мир Фантастики № 85(сентябрь 2010 года)
↑ OZON.ru — Так вот ты какой, русский киберпанк!
↑ Владимир Васильев. Киберпанк для русских и нерусских (1998).
↑ Cavagna, Carlo www.aboutfilm.com (англ.). aboutfilm.com. Проверено 17 мая 2015.
↑ CTheory.net
↑ DVD Verdict Review — New Rose Hotel Архивировано 28 декабря 2008 года.
↑ 'New Rose Hotel': Corporate Intrigue, Steamy Seduction
↑ http://theinternetcrashed.com/2010/10/the-cyberpunk-soundtrack/
↑ Как Япония «по умолчанию» стала излюбленным местом для писателей в жанре «киберпанк»?
↑ Suzuki David. Good News for a Change:How Everyday People Are Helping the Planet. — Greystone Books. — P. 332. — ISBN 155054926X.

Литература[править | править вики-текст]

Storming the Reality Studio: A Casebook of Cyberpunk & Postmodern Science Fiction (edited by Larry McCaffery). — Duke University Press, 1991. — 387 с. — ISBN 0822311682.
Bruce Sterling. The Hacker Crackdown, Law and Disorder on the Electronic Frontier. — Bantam Books, 1992. — 328 с. — ISBN 055356370X.
Katie Hafner, John Markoff. Cyberpunk : Outlaws and Hackers on the Computer Frontier. — revised. — Simon & Schuster, 1995. — 396 с. — ISBN 0684818620.
Dani Cavallaro. Cyberpunk and Cyberculture: Science Fiction and the Work of William Gibson. — illustrated. — Continuum International Publishing Group, 2000. — 258 с. — ISBN 0485006073.
Kerman Judith. Retrofitting Blade Runner: Issues in Ridley Scott's Blade Runner and Philip K. Dick's Do Androids Dream of Electric Sheep?. — Popular Press. — P. 132. — ISBN 0879725109.
Дмитрий Тарабанов. Киберпанк // Мир фантастики : журнал. — Москва: ТехноМир, 2004. — Вып. 2. — С. 22-25.
Михаил Попов. Киберпанк 1980: модель для сборки // Мир фантастики : журнал. — Москва: ТехноМир, 2004. — Вып. 2. — С. 46-52.
Сергей Вакуленко. Предсказание темного будущего // Мир фантастики : журнал. — Москва: ТехноМир, 2004. — Вып. 2. — С. 91-93.
Михаил Эпштейн. О виртуальной словесности // Русский журнал : интернет-издание. — Русский институт, 1998. — 10 июня. Архивировано 5 марта 2016 года.

Ссылки[править | править вики-текст]

Статьи

Брюс Стерлинг, «Киберпанк в 90-х годах» в библиотеке Максима Мошкова.
«Киберпанк 1980: модель для сборки» и «Киберпанк: рождение / развитие / смерть» в журнале «Мир фантастики».
«Вебпланета» — «Русский киберпанк: пациент ещё мертв?».
Cyberpunk, steampunk and now stitchpunk? Your guide to 11 sci-fi punks | SCI FI Wire.

Каталоги

Раздел «киберпанк» в библиотеке Максима Мошкова.
Cyber Fiction — раздел киберпанка в библиотеке «Лавка Миров».
Раздел «киберпанк» в открытом каталоге dmoz.

 
  Нормативный контроль

GND: 4291327-5

[показать]
Киберпанк и производные

Киберпанк и производные

Ретрофутуризм · Киберпанк · Посткиберпанк · Биопанк · Нанопанк · Стимпанк · Вестерн-стимпанк · Пиратский стимпанк · Фэнтезийный стимпанк · Постапокалиптический стимпанк · Теслапанк · Дизельпанк · Оттенсианский дизельпанк · Пиекрафтный дизельпанк · Постапокалиптический дизельпанк

Связанные темы

Киберкультура · Трансгуманизм · Антиутопия

[показать]
Научная фантастика

Основные понятия

Определение
История
Научный роман
Золотой век
Speculative fiction
Новая волна

Поджанры

Альтернативная история
Антиутопия
Апокалиптика
Ближнего прицела
Боевая
Киберпанк
Космоопера
Меч и планета
Научное фэнтези
Планетарная
Постапокалиптика
Приключенческая
Социальная
Стимпанк
Твёрдая
Технофэнтези
Умирающая Земля
Хронофантастика
Юмористическая

Темы

Будущее
Гиперпространство
Инопланетяне

Первый контакт
Вторжение пришельцев

Искусственный интеллект
Параллельные миры
Путешествие во времени
Роботы
Секс
Терраформирование
Трансгуманизм

Культура

Конвенты
Лаборатория Фантастики
Мир фантастики
Премия Небьюла
Премия Хьюго
Фэндом
Фэнзины
ISFDB
Worldcon

Близкие жанры

Готическая литература
Магический реализм
Сказка
Литература ужасов

Зомби-хоррор
Классический хоррор
Лавкрафтовские ужасы
Сплаттерпанк

Фэнтези


Источник — «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Киберпанк&oldid=88525134»
Категории: КиберпанкЛитературные жанрыСкрытые категории: Страницы, использующие волшебные ссылки ISBNВикипедия:Статьи с разделами без ссылок на источники с ноября 2012 годаВикипедия:Статьи без источников (тип: литературный жанр)Википедия:Статьи без источников (тип: жанр кино)Википедия:Статьи без источников (объекты менее указанного лимита: 7)Википедия:Статьи со списками примеров без авторитетных источников
Просмотров: 290 | Добавил: nataliya_igorevna_1969 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar