Главная » 2017 » Октябрь » 30 » Илия Пророк в пустыне (икона из села Выбуты)
23:20
Илия Пророк в пустыне (икона из села Выбуты)
[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Перейти к: навигация, поиск



Илия Пророк в пустыне с житием и деисусом. Конец XIII — начало XIV вв.

дерево, темпера. 141 × 111 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

 Изображения на Викискладе

Илия Пророк в пустыне с житием и деисусом — икона ветхозаветного пророка Илии, написанная в конце XIII — начале XIV вв. Происходит из церкви Илии Пророка села (погоста) Выбуты близ Пскова. Является «самой значительной среди ранних псковских икон»[1] и древнейшей из известных русских житийных икон[2].
Икона была обнаружена экспедицией Центральных государственных реставрационных мастерских в 1928 году и в 1931 году поступила в собрание Третьяковской галереи.

Содержание
 [скрыть] 

1 Описание

1.1 Средник иконы
1.2 Клейма

2 Примечания

Описание[править | править вики-текст]
Стиль иконы характеризуется как архаичный, изображение пророка Илии в среднике иконы несёт черты романского искусства, что приближает икону к новгородским памятникам XIII—XIV веков[2]. Сохранность иконы характеризуется как посредственная[3]. Имеются большие утраты живописи фона и нижнего поля, смытости верхнего красочного слоя. Нижние житийные сцены сохранились фрагментарно.
Средник иконы[править | править вики-текст]
В среднике иконы помещена монументальная фигура пророка Илии, одетого в одеяние густого лилового цвета и серебристо-зелёный плащ. Академик В. Н. Лазарев отмечает, что изображение Илии несёт «оттенок патриархального добродушия, которым так любили наделять своих святых псковские художники»[1]. Лик святого написан несколько схематично, нет цветовых сопоставлений, подрумянки, белильные мазки плотные, положены только на выступающие части. По мнению Г. С. Колпаковой в результате этого «лик воспринимается как обширная, сияющая, подобно яичному желтку, ровная и почти монохромная поверхность»[4].
Пророк изображён не в традиционной сцене питания вороном в пустыне, а напряжённо вслушивающимся в «веяние тихого ветра» (3Цар. 19:12) в котором ему является Бог[4]. Пустыня, в которой находится пророк, изображена в виде четырёх горок розовато-красных, жемчужно-серых, фиолетовых и оранжево-красных цветов ещё не имеющих традиционной стилизации.
Клейма[править | править вики-текст]
Состав клейм:

верхнее поле

Семифигурный деисус: Спас, Богородица, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Пётр и Павел. Для XI—XIII веков характерно минимальное количество фигур в деиусе. Данный семифигурный деисус является одним из древнейших в русском искусстве[2].

боковые и нижнее поля

Клейма иконы

Илия встречает Сарептскую вдовицу

Илия воскрешает сына вдовицы

Авдий, посланник царя Ахава, встречает Илию

Ангел предсказывает Саваху, отцу Илии, рождение сына
Савах говорит о видении первосвященникам
Илия запрещает дождь
Илия встречает Сарептскую вдовицу
Илия в доме вдовицы умножает хлеба
Илия воскрешает сына вдовицы
Авдий, посланник царя Ахава, встречает Илию
Илия обличает царя Ахава
Жертвоприношение языческих жрецов
Жертвоприношение Илии
Илия закалывает жрецов Ваала
Пророк Елисей следует за Илией
Илия и Елисей переходят Иордан посуху
Огненное вознесение Илии

Последние 6 клейм практически полностью утрачены и записаны полуфигурами святых.
Житийные клейма отличают строгие пейзажи, простые архитектурные элементы. В. Н. Лазарев отмечает, что житийный рассказ в клеймах «выдержан в мягких тонах и овеян большой человечностью»[1].
Примечания[править | править вики-текст]

↑ Перейти к: 1 2 3 Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 74
↑ Перейти к: 1 2 3 Псковская икона XIII—XVI веков: [Альбом]. — Л.: Аврора, 1990. — № 1, стр. 291
↑ Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 323
↑ Перейти к: 1 2 Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — М.: Азбука, 2007. — С. 478-482. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-352-02088-3.

[скрыть]
Русские иконы XIII века

Ярославские
и ростовские

Ярославская Оранта • Большая Толгская • Спас Златые власы1 • Ярославский Спас • Спас из Новинского • Архангел Михаил • Спас из Гавшинки • Малая Толгская • Кашинская Богоматерь • Собор архангелов • Ярославская Одигитрия • Евстафий и Фёкла • Спас из Авраамиева монастыря

Новгородские
и псковские

Коринское «Знамение» • Богоматерь Белозерская • Богоматерь Старорусская • Пётр и Павел • Никола из Духова • Иоанн Лествичник • Царские врата (Кривое) • Спас на престоле (Крестцы) • Никола Липный • Богоматерь на престоле • Сошествие во ад (Архангельск) • Илья Пророк (из села Выбуты) • Успение из церкви Успения на Пароменье • Деисус из церкви Николы от Кожи • Одигитрия (из церкви Николы от Кожи)

Прочие земли

Печерская (Свенская) Богоматерь • Курская Коренная • Максимовская Богоматерь • Спас Вседержитель (Тверь) • Борис и Глеб (Тверь) • Рязанская Одигитрия • Николай Чудотворец (Муром) • Волынская Богоматерь • Петровская Богоматерь • Торопецкая Богоматерь

1Иконы спорного происхождения либо датировки отмечены курсивом


Источник — «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Илия_Пророк_в_пустыне_(икона_из_села_Выбуты)&oldid=77517853»
Категории: Иконы по алфавитуИконы XIII векаИконы из собраний Государственной Третьяковской галереиСкрытые категории: Страницы, использующие волшебные ссылки ISBNВикипедия:Статьи с переопределением значения из ВикиданныхВикипедия:Ссылка на Викисклад непосредственно в статье
Просмотров: 252 | Добавил: nataliya_igorevna_1969 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar